Продвижение товаров и услуг зачастую имеет варварский характер: холодные звонки и спам всех раздражают; реклама на ТВ, радио, в газетах и на сайтах стоит больших денег, но не приносит желаемого результата, так как люди уже привыкли отфильтровывать рекламу от всего остального и не обращать на нее внимания. А если посмотреть на ситуацию глазами заказчика или покупателя? Обычно поиск товаров и услуг проводится «вручную»: начинающие (и не только) предприниматели делают эту работу сами или обращаются за помощью к ассистентам. В обоих случаях приходится использовать справочники типа 2ГИС, «Яндекс» или Google, изучать сайты компаний, а затем совершать звонки в эти компании для уточнения разных деталей – и на это уходят дни.
А ведь найти поставщика товаров или услуг можно намного проще, потратив на это всего 5-7 минут. Стоит лишь разместить заказ на торговой площадке
Supl.biz. В функции этого ресурса входит автоматическая рассылка электронных писем с информацией о размещённом заказе всем компаниям нужной рубрики и региона (у нас в базе уже более 1 млн российских компаний). Заинтересовавшиеся исполнители отправляют свои предложения, указывая условия поставки, цену и сроки. Заказчик рассматривает все предложения и выбирает то, которое больше подходит ему по качеству и цене.
Описанная идея не уникальна: у нас есть конкуренты. Но, имея огромный опыт работы в «Смартфилде», я понял, что на самом деле мало кто знает о таких площадках в среде малого бизнеса, и они используются по большей части для государственных закупок или крупного бизнеса. В течение всего 2012 года я обдумывал эту идею и пытался привлечь в команду своего друга Алексея Красноперова – самого крутого программиста, которого я знаю, – в качестве технического директора. Алексей сомневался в моей идее: камнем преткновения была модель монетизации. Существующие торговые площадки либо забирали себе процент от каждой сделки, либо требовали покупать подписку за несколько тысяч рублей в месяц – это неприемлемо для малого бизнеса.
Как это часто бывало, озарение ко мне пришло во время путешествия, на этот раз – в Арабских Эмиратах в декабре 2012 года. Мне стало ясно, что самая удобная схема монетизации – контекстная реклама на сайте и в электронных письмах. Не надо изобретать велосипед, когда можно использовать схему Facebook и Google! Представьте, что вы – владелец или управляющий небольшой мебельной фабрики - получаете письмо с заявкой на поставку офисных столов и видите в нижней части письма рекламу мебельной фурнитуры или других комплектующих для мебели и ссылку на это предложение. Конечно же, вас заинтересует такое письмо, поскольку предложение фурнитуры по низким ценам может оказаться очень кстати. Контекстная реклама - современный и эффективный инструмент продвижения, но, к сожалению, площадки контекстной рекламы существуют только для рынка B2C: Facebook, ВКонтакте и др. Там можно таргетировать рекламу для показа людям определенного пола, возраста, интересов и т.д. Но если надо продать товар на рынке B2B (например, упаковку для сока продать производителям сока), то существующие площадки почти бессильны. Мы же можем показывать рекламу компаниям, для которых заданы:
- сфера деятельности;
- город или регион;
- численность сотрудников.
Таким образом, у нас появляется принципиальное отличие от всех наших конкурентов – основной функционал торговой площадки становится совершенно бесплатным для всех участников. Кроме того, всеми функциями теперь можно пользоваться даже без регистрации на сайте.
Во время отдыха в ОАЭ я прочитал потрясающую книгу Кейта Феррацци «Никогда не ешьте в одиночку». Эта книга дала мне вдохновение, настрой к действию и рекомендации по поиску путей решения различных вопросов. Я решил, что по возвращении домой стану собирать команду для работы над этим проектом, и, если мне не хватит собственного капитала, то буду искать сторонних инвесторов. В моём ежедневнике были прописаны все возможности и составлен список людей, которые потенциально могут мне помочь.
Я рассказал Алексею о своём озарении 2 января 2013 года за бутылочкой (как советовал Кейт Феррацци) 10-летнего португальского Порто, и в тот же вечер Алексей согласился участвовать в проекте в качестве технического директора и ведущего разработчика. Моему восторгу не было границ, я знал, что благодаря привлечению в команду Алексея мы создадим сервис с прекрасным функционалом.
Через несколько дней мы встретились для более серьезного обсуждения проекта: посчитали наши расходы, расписали функции каждого и установили размер вложений. Решили, что объём трудозатрат будет одинаковым, я дополнительно покрываю любые финансовые расходы нашего стартапа, поэтому доля Алексея составит 40%, моя – 60%; за мной также - должность генерального директора. Юрлицо назвали ООО «Сапл-биз» по имени домена Supl.biz.
Следующие месяцы прошли в продуктивной работе. Я писал техническое задание, Алексей его реализовывал. Мои ассистенты в то время проводили анализ конкурентов, определяли их лучшие решения, которые можно позаимствовать. Все ассистенты компании «Смартфилд» на полчаса в день в течение месяца стали нашими альфа-тестерами: размещали заказы от виртуальных компаний и откликались на них. С помощью ассистентов мы также собрали огромную базу компаний по всей стране. Кроме того, после запуска проекта ассистенты «Смартфилд» выступили в роли команды поддержки стартапа. Они взяли на себя всю работу по тестированию, аналитике, взаимодействию с клиентами: прием звонков на наш номер 8-800, модерирование всех заказов с целью защиты наших пользователей от спама и др.
Два года назад, запуская сервис удаленных ассистентов, мы с партнёрами столкнулись с тем, как сложно продвигать новые для рынка услуги. Если бы тогда я знал, как сложно будет искать клиентов, то, может быть, не начал бы это дело. Теперь понимаю, что в любом деле главное – начать! После опыта реализации услуг удалённых ассистентов мне стало ясно, что движущая сила бизнеса – маркетинг.
Сразу же после того, как у вас появилась бизнес-идея, подумайте над тем, как вы будете продавать вашу продукцию, где возьмете пользователей или покупателей.
Маркетинг
Supl.biz основан на цепной реакции. Для каждой российской компании мы автоматически создали аккаунт на нашей площадке. Когда какая-либо компания размещает заказ, то все профильные компании (нужная рубрика, нужные города) автоматически получают по почте предложение участвовать в конкурсе и пароль от их кабинета на сайте. Некоторые компании приходят на портал в качестве поставщика, чтобы принять заказ, и остаются для размещения собственных заказов.
Ситуация в качестве примера. Компании требуется закупить 20 столов в офис, и она размещает заказ с указанием всех деталей. После проверки заказа модератором происходит автоматическая рассылка электронных писем всем поставщикам столов в указанном городе с предложением поставки столов.
Часть из привлеченных мебельных фабрик останется на портале и разместит заказ, например, на дерево или детали для мебели.
Первым реальным заказчиком на
Supl.biz стала компания «Смартфилд» – нам нужно было напечатать лифлеты для раздаточного материала в рамках
моей поездки на Деловой форум «Селигер». Мы сначала узнали, сколько стоит печать в полиграфии по соседству с нашим офисом: 10000 рублей за 600 лифлетов.
Заказ на Supl.biz разместили вечером, в нерабочее время, но в течение 15 минут с момента его публикации мне уже поступило 3 звонка с предложениями. На следующее утро у нас было 10 откликов в ценовом диапазоне от 3500 до 12000 рублей. Наш сотрудник посетил офис компании, которая предложила лифлеты за 4300 рублей, оценил качество печати, и мы заказали у них. В итоге мы получили отличные лифлеты и сэкономили более 5000 рублей (в 2 раза).
Публичная версия
Supl.biz была запущена 16 июля 2013 года. За это время через нашу систему оформлено уже более 50 заказов, сайт посетило около 5000 уникальных пользователей. Сейчас набираем критическую массу активных пользователей, собираем обратную связь и улучшаем сайт с учетом их пожеланий.