Бесплатная торговая площадка для малого бизнеса

Полтора года назад на портале Олега Тинькова была опубликована моя статья о первых успехах в бизнесе. Она посвящена компании «Смартфилд», которая в настоящее время успешно развивается: за 2012 календарный год наши обороты увеличились в 10 раз, количество сотрудников возросло до 15 человек. Летом 2012 года я передал управление компанией своим партнерам Максу и Саше, оставив за собой пост председателя совета директоров.
В этот раз расскажу про свой новый бизнес – в чём его суть и как я к нему пришёл.

Летом 2012 года в моей жизни произошло два важных события. Первое связано с моей научной карьерой: я был выбран одним из 500 лучших молодых учёных со всего мира для участия во встрече Нобелевских лауреатов в немецком городе Линдау. На этой встрече я лично познакомился с выдающимися молодыми исследователями, Нобелевскими лауреатами, президентом Сингапура, министром образования и науки России и многими другими успешными людьми. Это было, наверное, самое яркое событие моей жизни, и оно значительно изменило мои ценности и устремления. На вопрос «как можно достичь такого успеха?» все великие люди, с которыми я общался, отвечали: «надо заниматься только тем, что тебе нравится». Мне нравятся предпринимательство и информационные технологии, поэтому я решил, что мой следующий бизнес должен быть реализован в сфере IT.

Второе ключевое событие того лета – уход с поста генерального директора «Смартфилд». Я управлял компанией ровно один год, и теперь надо было дать ей свободу, как повзрослевшему ребенку, и отпустить в свободное плавание. Мои партнёры, Макс и Саша, которые много сделали для создания «Смартфилда», с новыми силами принялись за дела: взяли управление в свои руки, систематизировали бизнес-процессы в компании и вывели наш сервис на новый уровень. Теперь я иногда помогаю им советами и внедряю в «Смартфилд» различные IT-инструменты, которые помогают вести бизнес моим коллегам и друзьям.

Два года назад я открыл бизнес по предоставлению услуг удаленных ассистентов, потому что сам нуждался в таких услугах. В то время в России ещё не было компаний, которые оказывали бы такие услуги на должном уровне. Спустя год после создания компании у меня появились не только пассивный доход и колоссальный опыт менеджмента и маркетинга, но и возможность пользоваться услугами, которые имеют прекрасное соотношение цены и качества, – услугами моих ассистентов. Это в значительной степени избавило меня от рутины не только в бизнесе, но и в научной и преподавательской деятельности. Я стал поручать ассистентам даже часть своих личных дел. К тому же, поддержка удалённых ассистентов оказалась неоценимой при создании моего нового бизнеса. С развитием компании «Смартфилд» у меня появилась идея создания второго проекта – электронной торговой площадки для малого бизнеса.
Проанализировав работу нашей компании, я понял, что большую часть услуг ассистентов можно разделить на два типа:
1
Продвижение каких-либо товаров или услуг: холодные звонки, рассылки, работа с клиентами, подготовка промо-статей и коммерческих предложений, продвижение на форумах и т.п.
2
Поиск для наших клиентов поставщиков товаров или услуг - таких, как: сырьё, комплектующие, упаковка, рекламные материалы, офис, сотрудники и т.д.
Продвижение товаров и услуг зачастую имеет варварский характер: холодные звонки и спам всех раздражают; реклама на ТВ, радио, в газетах и на сайтах стоит больших денег, но не приносит желаемого результата, так как люди уже привыкли отфильтровывать рекламу от всего остального и не обращать на нее внимания. А если посмотреть на ситуацию глазами заказчика или покупателя? Обычно поиск товаров и услуг проводится «вручную»: начинающие (и не только) предприниматели делают эту работу сами или обращаются за помощью к ассистентам. В обоих случаях приходится использовать справочники типа 2ГИС, «Яндекс» или Google, изучать сайты компаний, а затем совершать звонки в эти компании для уточнения разных деталей – и на это уходят дни.

А ведь найти поставщика товаров или услуг можно намного проще, потратив на это всего 5-7 минут. Стоит лишь разместить заказ на торговой площадке Supl.biz. В функции этого ресурса входит автоматическая рассылка электронных писем с информацией о размещённом заказе всем компаниям нужной рубрики и региона (у нас в базе уже более 1 млн российских компаний). Заинтересовавшиеся исполнители отправляют свои предложения, указывая условия поставки, цену и сроки. Заказчик рассматривает все предложения и выбирает то, которое больше подходит ему по качеству и цене.

Описанная идея не уникальна: у нас есть конкуренты. Но, имея огромный опыт работы в «Смартфилде», я понял, что на самом деле мало кто знает о таких площадках в среде малого бизнеса, и они используются по большей части для государственных закупок или крупного бизнеса. В течение всего 2012 года я обдумывал эту идею и пытался привлечь в команду своего друга Алексея Красноперова – самого крутого программиста, которого я знаю, – в качестве технического директора. Алексей сомневался в моей идее: камнем преткновения была модель монетизации. Существующие торговые площадки либо забирали себе процент от каждой сделки, либо требовали покупать подписку за несколько тысяч рублей в месяц – это неприемлемо для малого бизнеса.

Как это часто бывало, озарение ко мне пришло во время путешествия, на этот раз – в Арабских Эмиратах в декабре 2012 года. Мне стало ясно, что самая удобная схема монетизации – контекстная реклама на сайте и в электронных письмах. Не надо изобретать велосипед, когда можно использовать схему Facebook и Google! Представьте, что вы – владелец или управляющий небольшой мебельной фабрики - получаете письмо с заявкой на поставку офисных столов и видите в нижней части письма рекламу мебельной фурнитуры или других комплектующих для мебели и ссылку на это предложение. Конечно же, вас заинтересует такое письмо, поскольку предложение фурнитуры по низким ценам может оказаться очень кстати. Контекстная реклама - современный и эффективный инструмент продвижения, но, к сожалению, площадки контекстной рекламы существуют только для рынка B2C: Facebook, ВКонтакте и др. Там можно таргетировать рекламу для показа людям определенного пола, возраста, интересов и т.д. Но если надо продать товар на рынке B2B (например, упаковку для сока продать производителям сока), то существующие площадки почти бессильны. Мы же можем показывать рекламу компаниям, для которых заданы:

  1. сфера деятельности;
  2. город или регион;
  3. численность сотрудников.
Таким образом, у нас появляется принципиальное отличие от всех наших конкурентов – основной функционал торговой площадки становится совершенно бесплатным для всех участников. Кроме того, всеми функциями теперь можно пользоваться даже без регистрации на сайте.

Во время отдыха в ОАЭ я прочитал потрясающую книгу Кейта Феррацци «Никогда не ешьте в одиночку». Эта книга дала мне вдохновение, настрой к действию и рекомендации по поиску путей решения различных вопросов. Я решил, что по возвращении домой стану собирать команду для работы над этим проектом, и, если мне не хватит собственного капитала, то буду искать сторонних инвесторов. В моём ежедневнике были прописаны все возможности и составлен список людей, которые потенциально могут мне помочь.

Я рассказал Алексею о своём озарении 2 января 2013 года за бутылочкой (как советовал Кейт Феррацци) 10-летнего португальского Порто, и в тот же вечер Алексей согласился участвовать в проекте в качестве технического директора и ведущего разработчика. Моему восторгу не было границ, я знал, что благодаря привлечению в команду Алексея мы создадим сервис с прекрасным функционалом.

Через несколько дней мы встретились для более серьезного обсуждения проекта: посчитали наши расходы, расписали функции каждого и установили размер вложений. Решили, что объём трудозатрат будет одинаковым, я дополнительно покрываю любые финансовые расходы нашего стартапа, поэтому доля Алексея составит 40%, моя – 60%; за мной также - должность генерального директора. Юрлицо назвали ООО «Сапл-биз» по имени домена Supl.biz.

Следующие месяцы прошли в продуктивной работе. Я писал техническое задание, Алексей его реализовывал. Мои ассистенты в то время проводили анализ конкурентов, определяли их лучшие решения, которые можно позаимствовать. Все ассистенты компании «Смартфилд» на полчаса в день в течение месяца стали нашими альфа-тестерами: размещали заказы от виртуальных компаний и откликались на них. С помощью ассистентов мы также собрали огромную базу компаний по всей стране. Кроме того, после запуска проекта ассистенты «Смартфилд» выступили в роли команды поддержки стартапа. Они взяли на себя всю работу по тестированию, аналитике, взаимодействию с клиентами: прием звонков на наш номер 8-800, модерирование всех заказов с целью защиты наших пользователей от спама и др.

Два года назад, запуская сервис удаленных ассистентов, мы с партнёрами столкнулись с тем, как сложно продвигать новые для рынка услуги. Если бы тогда я знал, как сложно будет искать клиентов, то, может быть, не начал бы это дело. Теперь понимаю, что в любом деле главное – начать! После опыта реализации услуг удалённых ассистентов мне стало ясно, что движущая сила бизнеса – маркетинг.

Сразу же после того, как у вас появилась бизнес-идея, подумайте над тем, как вы будете продавать вашу продукцию, где возьмете пользователей или покупателей.

Маркетинг Supl.biz основан на цепной реакции. Для каждой российской компании мы автоматически создали аккаунт на нашей площадке. Когда какая-либо компания размещает заказ, то все профильные компании (нужная рубрика, нужные города) автоматически получают по почте предложение участвовать в конкурсе и пароль от их кабинета на сайте. Некоторые компании приходят на портал в качестве поставщика, чтобы принять заказ, и остаются для размещения собственных заказов.

Ситуация в качестве примера. Компании требуется закупить 20 столов в офис, и она размещает заказ с указанием всех деталей. После проверки заказа модератором происходит автоматическая рассылка электронных писем всем поставщикам столов в указанном городе с предложением поставки столов.

Часть из привлеченных мебельных фабрик останется на портале и разместит заказ, например, на дерево или детали для мебели.

Первым реальным заказчиком на Supl.biz стала компания «Смартфилд» – нам нужно было напечатать лифлеты для раздаточного материала в рамках моей поездки на Деловой форум «Селигер». Мы сначала узнали, сколько стоит печать в полиграфии по соседству с нашим офисом: 10000 рублей за 600 лифлетов. Заказ на Supl.biz разместили вечером, в нерабочее время, но в течение 15 минут с момента его публикации мне уже поступило 3 звонка с предложениями. На следующее утро у нас было 10 откликов в ценовом диапазоне от 3500 до 12000 рублей. Наш сотрудник посетил офис компании, которая предложила лифлеты за 4300 рублей, оценил качество печати, и мы заказали у них. В итоге мы получили отличные лифлеты и сэкономили более 5000 рублей (в 2 раза).

Публичная версия Supl.biz была запущена 16 июля 2013 года. За это время через нашу систему оформлено уже более 50 заказов, сайт посетило около 5000 уникальных пользователей. Сейчас набираем критическую массу активных пользователей, собираем обратную связь и улучшаем сайт с учетом их пожеланий.

Я чувствую, что Supl.biz – именно тот бизнес, в котором я бы хотел оставаться генеральным директором до выхода на пенсию.
Я чувствую, что Supl.biz – именно тот бизнес, в котором я бы хотел оставаться генеральным директором до выхода на пенсию. Хотя это не мешает мне участвовать за небольшой процент (а иногда и совсем безвозмездно) в других бизнес-проектах, помогая начинающим предпринимателям своим опытом и навыками создания и развития бизнеса. Удалённые ассистенты помогают всё успевать: заниматься наукой, преподавать программирование и IT в вузе, проводить семинары по бизнесу, развивать несколько компаний одновременно, отдыхать и путешествовать, заниматься спортом.

Интересно, что оба своих бизнеса я начал вместе со школьными друзьями. Несмотря на дискуссии, которые нередко случаются во время совещаний с моими первыми бизнес-партнёрами, наша с Максом дружба стала намного крепче. И хотя ко всем наемным сотрудникам «Смартфилда» я обращаюсь на «Вы», они стали для меня более близкими людьми, чем большинство людей, к которым я обращаюсь на «ты». Говорят, что в бизнесе не бывает друзей, и я рад, что мой опыт доказывает обратное. Желаю начинающим предпринимателям ни в коем случае не останавливаться на достигнутом, развивать свою идею и добиваться успеха.

А полный текст статьи вы можете прочитать в источнике.
Made on
Tilda